Проект вносит
Губернатор Ярославской области
С.Н. Ястребов
З А К О Н
ЯРОСЛАВСКОЙ ОБЛАСТИ
О внесении изменений в отдельные законодательные акты
Ярославской области в сфере социальной защиты населения
Принят Ярославской областной Думой
«____»_____________ 2012 года
Статья 1
Внести в Закон Ярославской области от 09.11.2007 № 70-з «Об организации и осуществлении деятельности по опеке и попечительству» (Губернские вести, 2007, 14 ноября, № 89; 2008, 10 октября, № 87; 20 декабря, № 116) следующие изменения:
1) часть 2 статьи 111 изложить в следующей редакции:
«2. Размер ежемесячного вознаграждения приемной семье, взявшей на воспитание одного ребенка, оставшегося без попечения родителей, составляет:
1) на ребенка в возрасте до 12 лет – 7200 рублей;
2) на ребенка в возрасте от 12 до 18 лет – 8000 рублей.»;
2) в пункте 1 части 4 статьи 112 цифры «1500» заменить цифрами «1800».
Статья 2
Внести в Закон Ярославской области от 19.12.2008 № 65-з «Социальный кодекс Ярославской области» (Губернские вести, 2008, 20 декабря, № 116; Документ – Регион, 2009, 18 декабря, № 35-а; 2010, 9 апреля, № 22; 12 ноября, № 87; 2011, 11 октября, № 83; 14 декабря, № 104) следующие изменения:
1) абзац одиннадцатый статьи 5 изложить в следующей редакции:
«медицинская организация – медицинская организация, относящаяся к государственной, муниципальной или частной системе здравоохранения, оказывающая гражданам медицинскую помощь в рамках территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи;»;
2) в части 1 статьи 28:
а) абзац первый после слов «общего образования» дополнить словами «и программам специальных (коррекционных) образовательных учреждений»;
б) дополнить пунктом 14 следующего содержания:
«14) специальная (коррекционная) начальная школа – детский сад.»;
3) в статье 43:
а) наименование изложить в следующей редакции:
«Статья 43. Работники государственных организаций, педагогические работники, иные лица»
б) дополнить частью 41 следующего содержания:
«41. Право на получение мер социальной поддержки, предусмотренных частью 3 настоящей статьи, имеют проживающие в сельской местности пенсионеры из числа лиц, проработавших не менее 10 лет в сельской местности по трудовым договорам (кроме договоров на работу по совместительству) с муниципальными учреждениями здравоохранения и занимавших должности в соответствии с перечнем, установленным Правительством Ярославской области. Право на получение мер социальной поддержки осуществляется независимо от вида назначенной указанным лицам трудовой пенсии и основания прекращения ими трудовой деятельности.»;
4) в статье 61:
а) в части 1 и абзаце первом части 2 слова «оказания населению Ярославской области бесплатной медицинской помощи» заменить словами «бесплатного оказания гражданам медицинской помощи»;
б) в частях 3 – 6 слова «организация здравоохранения» в соответствующих числе и падеже заменить словами «медицинская организация» в соответствующих числе и падеже;
5) в статье 63:
а) в части 1:
слова «бесплатным питанием в виде ежедневного завтрака» заменить словами «бесплатным одноразовым питанием»;
подпункт «в» пункта 1 признать утратившим силу;
б) часть 12 после слова «учреждений» дополнить словами «, а также детям из многодетных семей»;
6) статью 72 дополнить частью 63 следующего содержания:
«63. Компенсация расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг проживающим в сельской местности пенсионерам из числа лиц, проработавших не менее 10 лет в сельской местности по трудовым договорам (кроме договоров на работу по совместительству) с муниципальными учреждениями здравоохранения и занимавших должности в соответствии с перечнем, установленным Правительством Ярославской области, осуществляется:
1) в размере 100 процентов платы за жилое помещение (в пределах социальной нормы площади жилья, установленной законодательством Ярославской области);
2) в размере 100 процентов платы за электроснабжение (в части освещения) и отопление (централизованное теплоснабжение, газовое и электрическое теплоснабжение, а при наличии печного отопления – поставки твердого топлива) в пределах установленных Правительством Ярославской области нормативов потребления.»;
7) в части 2 статьи 78 слова «организациями здравоохранения» заменить словами «медицинскими организациями»;
8) в пункте 1 части 4 статьи 83 слова «организации здравоохранения» заменить словами «медицинской организации».
Статья 3
Внести в Закон Ярославской области от 28.11.2011 № 45-з «О временных мерах социальной поддержки граждан, имеющих детей» (Документ – Регион, 2011, 30 ноября, № 99; 14 декабря, № 104) следующие изменения:
1) в части 2 статьи 3 слова «лет до поступления в общеобразовательное учреждение» заменить словами «до восьми лет», слово «ребенка» заменить словами «до поступления ребенка в общеобразовательное учреждение»;
2) дополнить статьей 32 следующего содержания:
«Статья 32. Ежемесячная выплата при рождении третьего ребенка или последующих детей
1. Ежемесячная выплата в случае рождения после 31 декабря 2012 года третьего ребенка или последующих детей производится в размере величины прожиточного минимума для детей, установленной в соответствии с частью 2 настоящей статьи.
2. Величина прожиточного минимума в целях установления ежемесячной выплаты, предусмотренной настоящей статьей, на соответствующий финансовый год устанавливается на основании потребительской корзины и данных федерального органа исполнительной власти по статистике об уровне потребительских цен на продукты питания, непродовольственные товары и услуги ежегодно законом Ярославской области не позднее 1 ноября года, предшествующего наступлению финансового года, на который она установлена.
3. Правом на ежемесячную выплату, предусмотренную настоящей статьей, обладают:
1) мать ребенка (за исключением случая рождения мертвого ребенка);
2) отец ребенка, в случае утраты его матерью права на получение ежемесячной выплаты, предусмотренной настоящей статьей.
4. Ежемесячная выплата, предусмотренная настоящей статьей, назначается лицам, указанным в части 3 настоящей статьи, при условии наличия у них и ребенка гражданства Российской Федерации и постоянного или преимущественного проживания их и ребенка на территории Ярославской области.
5. Ежемесячная выплата, предусмотренная настоящей статьей, назначается и выплачивается за истекшее время, но не более чем за шесть месяцев до месяца, предшествующего месяцу подачи заявления о ее назначении, и не ранее месяца, в котором у заявителя возникло и не утрачено право на ее получение, до достижения ребенком возраста трех лет.
Ежемесячная выплата, предусмотренная настоящей статьей, назначается и выплачивается независимо от наличия у ее получателя права на получение иных выплат, связанных с рождением детей.
6. Основаниями утраты права на получение ежемесячной выплаты, предусмотренной настоящей статьей, являются:
1) смерть получателя ежемесячной выплаты, предусмотренной настоящей статьей, объявление его умершим или признание безвестно отсутствующим;
2) отпадение условий, указанных в части 4 настоящей статьи;
3) лишение либо ограничение родительских прав получателя ежемесячной выплаты, предусмотренной настоящей статьей, в отношении ребенка, в связи с рождением которого она назначена;
4) признание получателя ежемесячной выплаты, предусмотренной настоящей статьей, недееспособным или ограниченно дееспособным;
5) отобрание ребенка, в связи с рождением которого назначена ежемесячная выплата, до помещения его на полное государственное обеспечение или передачи под опеку в соответствии со статьей 77 Семейного кодекса Российской Федерации;
6) помещение ребенка, в связи с рождением которого назначена ежемесячная выплата, на полное государственное обеспечение или в организации социального обслуживания либо передача его под опеку;
7) совершение получателем ежемесячной выплаты, предусмотренной настоящей статьей, в отношении ребенка, в связи с рождением которого она назначена, умышленного преступления, относящегося к преступлениям против личности;
8) раздельное проживание получателя ежемесячной выплаты, предусмотренной настоящей статьей, и ребенка, в связи с рождением которого она назначена.
7. Порядок назначения и выплаты ежемесячной выплаты, предусмотренной настоящей статьей, устанавливается уполномоченным органом исполнительной власти Ярославской области в сфере социальной защиты населения.»;
3) статью 4 дополнить частью 3 следующего содержания:
«3. Предоставление временных мер социальной поддержки в соответствии со статьей 32 настоящего Закона осуществляется в период с 1 января 2013 года по 31 декабря 2015 года.».
Статья 4
1. Настоящий Закон вступает в силу по истечении 10 дней после дня его официального опубликования, за исключением положений, для которых настоящей статьей установлены иные сроки вступления их в силу.
2. Статья 1, пункты 2 и 3 статьи 3 настоящего Закона вступают в силу с 1 января 2013 года.
3. Пункты 3 и 6 статьи 2 настоящего Закона вступают в силу с 1 июля 2012 года.
4. Пункт 5 статьи 2 настоящего Закона вступает в силу с 1 сентября 2012 года.
5. Действие положений статей 5, 61, 78 и 83 Закона Ярославской области от 19.12.2008 № 65-з «Социальный кодекс Ярославской области» (в редакции настоящего Закона) распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января 2012 года.
Губернатор
Ярославской области С.Н. Ястребов
«_____»_____________2012 г.
№_____
Пояснительная записка к проекту закона Ярославской области
«О внесении изменений в отдельные законодательные акты
Ярославской области в сфере социальной защиты населения»
Проектом закона Ярославской области ««О внесении изменений в отдельные законодательные акты Ярославской области в сфере социальной защиты населения» предлагается внести изменения в Законы области «Об организации и осуществлении деятельности по опеке и попечительству», «Социальный кодекс Ярославской области» и «О временных мерах социальной поддержки граждан, имеющих детей».
1. Положениями законопроекта предлагается внести изменения в Закон Ярославской области «Об организации и осуществлении деятельности по опеке и попечительству», предусматривающие увеличение базового размера вознаграждения приёмным семьям, принявшим на воспитание в семью детей-сирот с учётом их возрастных особенностей, установив:
- размер ежемесячного вознаграждения приёмной семье, взявшей на воспитание одного ребенка, оставшегося без попечения родителей, не достигшего возраста 12 лет, - 7200 рублей;
- размер ежемесячного вознаграждения приёмной семье, взявшей на воспитание одного ребенка, оставшегося без попечения родителей, достигшего возраста 12 лет, - 8000 рублей.
Также предлагается увеличить размер вознаграждения воспитателю по социальной адаптации на 20% и установить его в размере 1800 рублей.
Предлагаемые меры направлены на дальнейшее развитие семейных форм устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, их социальной адаптации, позволят активизировать устройство детей-сирот в семьи, предоставят возможность детям подросткового возраста жить и воспитываться в семье. Учитывая преобладающий подростковый состав воспитанников детских домов, предлагаемые меры позволят сократить количество детских домов, а также увеличить количество договоров по социальной адаптации, что обеспечит защиту личных и имущественных прав выпускников детских домов при выходе в самостоятельную жизнь.
2. Согласно ч. 2 ст. 72 Федерального закона от 21 ноября 2011 года № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» органы государственной власти субъектов РФ вправе устанавливать дополнительные гарантии и меры социальной поддержки медицинским работникам за счет бюджетных ассигнований бюджетов субъектов РФ.
В целях социальной поддержки пенсионеров из числа медицинских работников законопроектом предлагается предоставить проживающим в сельской местности пенсионерам из числа лиц, проработавших не менее 10 лет в сельской местности по трудовым договорам (кроме договоров на работу по совместительству) с муниципальными учреждениями здравоохранения меру социальной поддержки в виде права на компенсацию расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг:
1) в размере 100 процентов платы за жилое помещение (в пределах социальной нормы площади жилья, установленной законодательством Ярославской области);
2) в размере 100 процентов платы за электроснабжение (в части освещения) и отопление (централизованное теплоснабжение, газовое и электрическое теплоснабжение, а при наличии печного отопления –поставки твердого топлива) в пределах установленных Правительством Ярославской области нормативов потребления.
3. Законопроектом предлагается дополнить Закон области «Социальный кодекс Ярославской области» положением о предоставлении социальной услуги по обеспечению двухразовым питанием в дни учебных занятий детям из многодетных семей. Данное изменение подготовлено на основании п. 24 ч. 2 ст. 263 Федерального закона от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», закрепляющего полномочие органов государственной власти субъектов РФ по социальной поддержке семей, имеющих детей (в том числе многодетных семей).
4. Изменения в Закон области «О временных мерах социальной поддержки граждан, имеющих детей» в части увеличения до 8 лет предельного возраста ребенка, на которого назначается ежемесячная выплата на детей, не посещающих дошкольные образовательные учреждения, подготовлены на основании положений Закона РФ от 10 июля 1992 года № 3266-I«Об образовании», который предусматривает обучение детей в образовательных учреждениях, реализующих программы начального общего образования, начиная с достижения ими возраста шести лет шести месяцев при отсутствии противопоказаний по состоянию здоровья, но не позже достижения ими возраста восьми лет (пункт 2 статьи 19).
5. В соответствии с п. 2 Указа Президента РФ от 7 мая 2012 г. № 606 «О мерах по реализации демографической политики Российской Федерации» законопроектом предлагается включить в Закон области «О временных мерах социальной поддержки граждан, имеющих детей» положение об установлении ежемесячной денежной выплаты в размере определенного в Ярославской области прожиточного минимума для детей, назначаемой в случае рождения после 31 декабря 2012 г. третьего ребенка или последующих детей до достижения ребенком возраста трех лет.
Предоставление указанных временных мер социальной поддержки предлагается осуществлять в период с 1 января 2013 года по 31 декабря 2015 года с последующей пролонгацией с учетом анализа практики их применения, а также финансовых возможностей областного бюджета.
6. Ряд положений законопроекта носят юридико-технический характер направлены на приведение Закона области «Социальный кодекс Ярославской области» в соответствие с Федеральным законом «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации». Данными положениями предлагается уточнить понятийный аппарат Закона области «Социальный кодекс Ярославской области» и заменить используемое в нем понятие «организация здравоохранения» понятием «медицинская организация».
Принятие законопроекта не потребует признания утратившими силу, приостановления действия, изменения или принятия иных законодательных актов Ярославской области.
Финансово-экономическое обоснование к проекту закона Ярославской области
«О внесении изменений в отдельные законодательные акты Ярославской области в сфере социальной защиты населения»
1. На увеличение базового размера вознаграждения приёмным семьям, принявшим на воспитание в семью детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также увеличение размера вознаграждения воспитателю по договору о социальной адаптации потребуются дополнительные расходы из областного бюджета в 2013 году.
Количество детей в возрасте до 12 лет составляет 510 чел (в том числе детей, принятых в семью первыми – 490 чел.), а детей в возрасте старше 12 лет – 665 чел. (в том числе детей, принятых в семью первыми – 370 чел.).
Таким образом, на увеличение базового размера вознаграждения приёмным семьям потребуется дополнительно предусмотреть в областном бюджете на 2013 год денежные средства в размере 20 254 656,0 рублей:
490 чел. х 1200 х 12 мес. = 7 056 000,0 руб.
370 чел. х 2000 х 12 мес. = 8 880 000,0 руб.
Всего: 15 936 000,0 руб.
Налоги: 27,1 %: 4 318 656,0 руб.
Передача детей на воспитание в приемные семьи позволит уменьшить количество воспитанников в детских домах, сократив расходы областного бюджета на их содержание: средняя стоимость содержания ребёнка в детском доме составляет от 400 тыс. рублей в год, а средняя стоимость содержания ребёнка в приёмной семье – 196 тыс. рублей в год.
На увеличение размера вознаграждения воспитателю по договору о социальной адаптации на 20% потребуется выделение дополнительных средств из областного бюджета на 2013 год в размере 960 876,0 рублей:
210 х 300 х 12 мес. = 756 000,0 руб.
Налоги 27,1 %: 204 876,0 руб.
Всего на реализацию вышеназванных мер потребуется дополнительно средств областного бюджета в 2013 году 21 215 532 рубля.
2. Установление меры социальной поддержки в виде права на компенсацию расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг для проживающих в сельской местности пенсионеров из числа лиц, проработавших не менее 10 лет в сельской местности по трудовым договорам (кроме договоров на работу по совместительству) с муниципальными учреждениями здравоохранения потребует дополнительных расходов из областного бюджета на второе полугодие 2012 года в размере 1 400 000 рублей (расчет прилагается).
3. Предоставление социальной услуги по обеспечению двухразовым питанием обучающихся из многодетных семей (за исключением опекаемых и детей из приемных семей) на период сентябрь-декабрь 2012 года и на 2013 год повлечет дополнительные расходы для областного бюджета.
Количество обучающихся общеобразовательных учреждений из многодетных семей – 7385 чел. С сентября по декабрь 2012 года – 96 учебных дней (шестидневная учебная неделя).
7385 чел. х 35 руб. х 96 учеб. дней = 24 813 600 руб.
Количество обучающихся 1-4 классов из числа опекаемых и детей из приемных семей – 1001 чел.
1001 чел. х 35 руб. х 96 учеб. дней = 3 363 400 руб.
Дополнительная потребность в бюджетных ассигнованиях на сентябрь-декабрь 2012 года (без учета ассигнований на питание опекаемых и детей из приемных семей) составляет: 24 813 600 руб. - 3 363 400 руб. = 21 450 200 руб.
Расчет на 2013 год (204 учебных дня):
7385 чел. х 35 руб. х 204 учеб. дня = 52 728 900 руб.
1001 чел. х 35 руб. х 204 учеб. дня = 7 147 100 руб.
Дополнительная потребность в бюджетных ассигнованиях на 2013 год (без учета ассигнований на питание опекаемых и детей из приемных семей) составляет: 52 728 900 руб. - 7 147 100 руб. = 45 581 800 руб.
4. Установление ежемесячной денежной выплаты в размере определенного в Ярославской области прожиточного минимума для детей, назначаемой в случае рождения после 31 декабря 2012 года третьего ребенка или последующих детей до достижения ребенком возраста трех лет, потребует дополнительных расходов областного бюджета.
Прогнозная численность детей, ежегодно рождаемых третьими и последующими на 2013 – 2015 год – 1500 человек. Соответственно на 31.12.2013 численность детей составит – 1500 чел., на 31.12.2014 – 3000 чел., на 31.12.2015 – 4500 чел.
Прогнозный размер прожиточного минимума для детей на 2013 год – 6284,59 руб.
Для установления ежемесячной денежной выплаты на 2013 – 2015 годы потребуется:
на 2013 год (с учетом 1,77 % на доставку):
61 274 753 руб. (+1,77%) = 62 359 316 руб.
на 2014 год (с учетом 1,77 % на доставку):
174 397 373 руб. (+1,77%) = 177 484 207 руб.
на 2015 год с учетом 1,77 % на доставку:
287 519 993 руб. (+1,77%) = 292 609 097 руб.
Расчет средств областного бюджета на 2013 – 2015 годы с учетом увеличения численности получателей приведен в приложении к финансово-экономическому обоснованию.