О правовом регулировании регионального парламентского контроля, осуществляемом в субъектах Российской Федерации

О правовом регулировании регионального парламентского контроля, осуществляемом в субъектах Российской Федерации


 

«17» сентября 2014 г.                                                                                 № 57

 

Информационная записка

О правовом регулировании регионального парламентского контроля, осуществляемом в субъектах Российской Федерации

 

Федеральным законом «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органах государственной власти субъектов Российской Федерации» определены следующие контрольные полномочия региональных парламентов:

1) заслушивание ежегодных отчетов высшего должностного лица субъекта РФ о результатах деятельности высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ, в том числе по вопросам, поставленным законодательным (представительным) органом государственной власти субъекта РФ;

2) назначение на должность и освобождение от должности отдельных должностных лиц субъекта РФ, оформление согласия на их назначение на должность;

3) принятие решения о недоверии (доверии) высшему должностному лицу субъекта РФ, а также руководителям органов исполнительной власти субъекта РФ, в назначении которых на должность законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта РФ принимал участие;

4) осуществление наряду с другими уполномоченными на то органами контроля за соблюдением и исполнением законов субъекта РФ, исполнением бюджета субъекта РФ, исполнением бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов субъекта РФ, соблюдением установленного порядка распоряжения собственностью субъекта РФ.

 

Следует отметить, что федеральный законодатель не определяет форм, методов, принципов организации регионального парламентского контроля. Не затрагивает данную проблематику и Федеральный закон от 07.05.2013 N 77-ФЗ "О парламентском контроле", который посвящен исключительно контролю, осуществляемому Федеральным Собранием и Счетной палатой РФ.

Законодательные органы большинства субъектов РФ (включая Ярославскую область) осуществляют контрольную деятельность, опираясь на нормы, закрепленные в целом ряде нормативных правовых актов: в конституциях (уставах); в актах, регламентирующих деятельность региональных парламентов; в законах, регулирующих статус депутата законодательного органа субъекта РФ, и других. Так, в нашей области положения о контрольной деятельности областной Думы прописаны в Уставе ЯО, Законе ЯО «О депутате Ярославской областной Думы», в Регламенте Думы, в Положении о правовом мониторинге в Ярославской областной Думе.

В 30 субъектах РФ действуют специальные законы о контроле, осуществляемом региональными законодательными (представительными) органами: в 10 республиках – Алтае, Башкортостане, Дагестане, Ингушетии, Карачаево-Черкессии, Мордовии, Северной Осетии, Удмуртии, Чечне, Якутии; в 2 автономных округах – Ненецком и Чукотском; в 4 краях – Забайкальском, Пермском, Ставропольском, Хабаровском; в 13 областях – Брянской, Волгоградской, Вологодской, Воронежской, Калужской, Кировской, Новгородской, Орловской, Саратовской, Сахалинской, Свердловской, Тамбовской, Тверской; в г. Санкт-Петербурге. При этом в 23 субъектах РФ из числа вышеперечисленных соответствующие законы были приняты до вступления в силу ФЗ «О парламентском контроле», исключение составляют республики Ингушетия, Северная Осетия и Чечня; Волгоградская, Воронежская, Тверская области, а также Забайкальский край.

 

Основываясь на изучении законодательства субъектов РФ, можно выделить следующие формы парламентского контроля:

1. Депутатский запрос.

2. Парламентский запрос (обращение в компетентный орган, к должностному лицу от лица всего законодательного органа).

В республиках Алтае и Карачаево-Черкессии, городах Москве и Санкт-Петербурге приняты специальные законы о депутатском (парламентском) запросах.

3. Интерпелляция (запрос, адресованный группой парламентариев органам исполнительной власти по крупному или политически значимому вопросу, - предусмотрено законодательством Республики Алтай, Алтайского и Красноярского краёв, Астраханской и Московской областей).

4. Парламентское расследование (проводится по вопросам, входящим в компетенцию представительного органа, предусмотрено законодательством 27 субъектов РФ, при этом в 20 из них данной форме парламентского контроля посвящены специальные законы, в 1 субъекте РФ парламентом утверждено соответствующее положение).

5. Заслушивание отчётов должностных лиц субъекта РФ, сопровождаемое принятием парламентских решений.

6. Выражение недоверия (доверия) отдельным должностным лицам субъекта РФ.

7. Досрочное прекращение полномочий определённых должностных лиц.

8. Согласование назначения на должность (освобождения от должности) отдельных должностных лиц субъекта РФ.

9. Утверждение отчётов об исполнении бюджета субъекта РФ, исполнении бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов субъекта РФ.

10. Осуществление контроля за соблюдением установленного порядка распоряжения собственностью субъекта РФ.

11. Мониторинг правоприменительной практики законов субъекта РФ.

12. Проведение парламентских слушаний и «правительственных часов».

13. Проведение депутатских проверок по вопросам исполнения законов субъекта РФ.

14. Участие депутатов в работе коллегиальных органов, создаваемых при высшем исполнительном органе государственной власти субъекта РФ.

15. Направление запросов информации, необходимой для рассмотрения какого-либо вопроса.

16. Получение информации от контрольно-счётного органа субъекта РФ об исполнении бюджета субъекта РФ и территориальных государственных внебюджетных фондов субъекта РФ. Дача поручений контрольно-счетному органу о проведении контрольных и экспертно-аналитических мероприятий;

- а также иные формы парламентского контроля.

 

Правовое регулирование парламентского контроля  в Ярославской области

 

Областным законодательством предусмотрены следующие формы реализации Ярославской областной Думой контрольных полномочий:

 

1) депутатский запрос (Закон «О статусе депутата Ярославской областной Думы);

2) принятие решения по ежегодному отчету Губернатора ЯО о результатах деятельности Правительства ЯО (Устав ЯО, Регламент ЯОД);

3) дача согласия на назначение на должность первого заместителя Губернатора Ярославской области - Председателя Правительства ЯО (Устав ЯО, Регламент ЯОД);

4) принятие решения о недоверии (доверии) Губернатору ЯО, первому заместителю Губернатора ЯО - Председателю Правительства ЯО (Устав ЯО, Регламент ЯОД);

5) назначение на должность мировых судей ЯО (Устав ЯО);

6) согласование назначения на должность прокурора ЯО (Устав ЯО, Регламент ЯОД);

7) согласование назначения на должность Уполномоченного по правам человека в Ярославской области (Закон ЯО об Уполномоченном по правам человека в Ярославской области»);

8) взаимодействие с Контрольно-счётной палатой ЯО (назначение на должности председателя, заместителя председателя, аудиторов; получение информации об исполнении областного бюджета, бюджета территориального Фонда ОМС, о результатах проведенных контрольных и экспертно-аналитических мероприятий по поручениям Думы - Закон ЯО «О контрольно-счётной палате Ярославской области», Регламент ЯОД);

9) избрание представителей Думы в квалификационную комиссию при адвокатской палате Ярославской области (Закон ЯО «Об организации деятельности адвокатуры на территории Ярославской области», Регламент ЯОД);

10) назначение (прекращение полномочий) представителей общественности в квалификационную коллегию судей Ярославской области (Закон ЯО "О порядке назначения представителей общественности в состав квалификационной коллегии судей Ярославской области", Регламент ЯОД);

11) назначение членов Избирательной комиссии Ярославской области с правом решающего голоса (Закон ЯО «Об избирательной комиссии Ярославской области», Регламент ЯОД);

12) проведение депутатских слушаний (Регламент ЯОД);

13) организация «правительственных часов» (Регламент ЯОД);

14) осуществление правового мониторинга (Положение о правовом мониторинге в Ярославской областной Думе);

15) участие депутатов в заседаниях Правительства ЯО, коллегиальных органов, создаваемых Губернатором ЯО и органами исполнительной власти ЯО (Закон ЯО «О депутате Ярославской областной Думы»);

16) утверждение прогнозного плана (программы) приватизации областного имущества (Закон ЯО «Об управлении и распоряжении имуществом Ярославской области»);

17) запрашивание необходимой информации в компетентных органах.

 

Начальник аналитического управления

аппарата Ярославской областной Думы                                     А.С. Буров

 Баусова Н.И.

8 (4852) 40-10-46



Также в разделе

Декабрь 2024
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
25 26 27 28 29 30 1
2 3 4 5 6 7 8
9 10 11 12 13 14 15
16 17 18 19 20 21 22
23 24 25 26 27 28 29
30 31 1 2 3 4 5