О проекте закона ЯО «Об установлении единой даты начала применения на территории ЯО порядка определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения» (Аналит.зап. №72 от 23.10.2014)

О проекте закона ЯО «Об установлении единой даты начала применения на территории ЯО порядка определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения» (Аналит.зап. №72 от 23.10.2014)

 

Заместителю Председателя

Ярославской областной Думы

Е.Н. Заяшникову

 

АНАЛИТИЧЕСКАЯ ЗАПИСКА

 

О проекте закона Ярославской области
 «Об установлении единой даты начала применения
 на территории Ярославской области порядка определения налоговой базы
 по налогу на имущество физических лиц
 исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения»

 

В связи обсуждением проекта закона Ярославской области «Об установлении единой даты начала применения на территории Ярославской области порядка определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения» (далее – проект закона, законопроект), внесенного Губернатором Ярославской области (вх.3761 от 20.10.2014), аналитическим управлением аппарата Ярославской областной Думы подготовлен справочный материал по существу вопроса.

Законопроектом предлагается установить, что единой для Ярославской области начальной датой определения налога на имущество физических лиц по кадастровой стоимости объектов недвижимости является 1 января 2015 года.

Данное положение основано на нормах Федерального закона от 04.10.2014 № 284-ФЗ «О внесении изменений в статьи 12 и 85 части первой и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и признании утратившим силу Закона Российской Федерации «О налогах на имущество физических лиц» (далее – Федеральный закон) и постановлении Правительства Ярославской области от 11.12.2012 № 1404-п «Об  утверждении результатов государственной кадастровой оценки объектов недвижимости (за исключением земельных участков), расположенных на территории Ярославской области». Согласно части 2 статьи 3 Федерального закона, в случае утверждения субъектом Российской Федерации в установленном порядке результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимого имущества законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации вправе установить в срок до 20 ноября 2014 года единую дату начала применения на территории этого субъекта Российской Федерации порядка определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения - с 1 января 2015 года.

Указанное право реализуется в проекте закона. В то же время, наличие этого права не означает обязательности принятия соответствующего регионального закона. Статья 402 Налогового кодекса Российской Федерации (в редакции Федерального закона), входящая в главу 32 «Налог на имущество физических лиц», гласит:
 

«Статья 402. Налоговая база

1. Налоговая база в отношении объектов налогообложения определяется исходя из их кадастровой стоимости, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи.

(Абзац 3) Законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации… устанавливает в срок до 1 января 2020 года единую дату начала применения на территории этого субъекта Российской Федерации порядка определения налоговой базы исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения… .

2. Налоговая база в отношении объектов налогообложения…, определяется исходя из их инвентаризационной стоимости в случае, если субъектом Российской Федерации не принято решение, предусмотренное абзацем третьим пункта 1 настоящей статьи.

 …».


Таким образом, Федеральный закон допускает до 2020 года два варианта определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц: по кадастровой либо по инвентаризационной стоимости объектов недвижимости.

Выбор того или иного варианта исчисления налога осуществляется с учетом следующих критериев:

 

1) доход бюджета;

2) налоговая нагрузка на плательщика;

3) стимулы эффективности владения имуществом;

4) корректность расчетов кадастровой стоимости.

 

По первым двум пунктам решение вопроса вполне очевидно: определение налоговой базы исходя из кадастровой стоимости даст бoльшие поступления в местные бюджеты, поскольку кадастровая стоимость стремится приблизиться к рыночной стоимости объекта недвижимости; одновременно это приведет к росту платежей для физических лиц и, соответственно, может вызвать негативную реакцию на данный способ расчета налога.

С учетом третьего критерия можно предположить, что в условиях рыночной экономики определение налоговой базы по кадастровой стоимости будет способствовать перераспределению имущества между физическими лицами с учетом их текущих доходов и возможностей обслуживания накопленного материального богатства, в то время как определение налоговой базы по инвентаризационной стоимости, имеющей символическое значение, будет консервировать сложившееся распределение собственности на недвижимость.

Важнейшее значение имеет и четвертый критерий. Учитывая информацию, озвученную на заседании комитета по бюджету, налогам и финансам 21.10.2014 представителя муниципалитета г. Ярославля о наличии (при выборочном наблюдении) серьезных нестыковок и перекосов в кадастровой оценке объектов жилищного фонда города, можно предположить реально существующую неотложную необходимость проведения переоценки объектов недвижимости в течение ближайшего периода.

 

Начальник управления                                                                   А.С. Буров 

Ерошин А.А., 40-10-19



Также в разделе

Декабрь 2024
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
25 26 27 28 29 30 1
2 3 4 5 6 7 8
9 10 11 12 13 14 15
16 17 18 19 20 21 22
23 24 25 26 27 28 29
30 31 1 2 3 4 5