Об июньской корректировке ярославского областного бюджета на 2024 год. Часть 1. Текущее исполнение бюджета. (Аналит. записка № 14-4.8 от 19.06.2024)

В комитет
Ярославской областной Думы
по бюджету, финансам
и налоговой политике



АНАЛИТИЧЕСКАЯ ЗАПИСКА

Об июньской корректировке
ярославского областного бюджета на 2024 год

Часть 1. Текущее исполнение бюджета

В ближайшее время ожидается внесение в Ярославскую областную Думу законопроекта, содержащего очередную (третью) в текущем году корректировку областного бюджета. В настоящий момент действует Закон Ярославской области от 20.12.2023 №78-з «Об областном бюджете на 2024 год и на плановый период 2025 и 2026 годов» в редакции Закона от 27.03.2024 №8-з.

При рассмотрении вопросов корректировки регионального бюджета депутатам необходимо иметь внятное и достаточно полное представление о его текущем исполнении, вне зависимости от стандартной квартальной и даже ежемесячной отчетности. Поэтому перед изучением собственно законопроекта был дополнительно сделан оперативный анализ исполнения ярославского областного бюджета (по состоянию на 17.06.2024), проведено сравнение со значениями аналогичного периода предшествующего года (далее по тексту – АППГ). Отдельно рассмотрены показатели по доходной и расходной частям, дефициту/профициту бюджета, а также межбюджетным трансфертам.

Аналитическая записка подготовлена на основании данных Единого портала бюджетной системы Российской Федерации и Информационно-аналитической системы «Открытый бюджет Ярославской области».

1.1.  Доходы

По состоянию на 17.06.2024 года ярославский областной бюджет был исполнен по доходам в целом на 52,485 миллиардов рублей или 38,92% от плановых значений. Это на 3,735 миллиардов рублей или 7,66% (в абсолютных значениях) больше, чем в АППГ (48,750 миллиардов; 40,82% от плана). Учитывая, что общий плановый рост по доходам к концу 2024 года прогнозируется на уровне 9,32% к фактическому исполнению за 2023 год, ситуация с исполнением доходной части на первый взгляд выглядит достаточно оптимистичной.

С другой стороны, поступление собственных (налоговых и неналоговых) доходов составило 41,759 миллиардов рублей или всего 36,45% от плановых значений (в АППГ было 42,53% или на 6,08% больше). Абсолютный рост к АППГ составил 2,602 миллиардов рублей или 6,65%.

Для сравнения, на 17.06.2023 года поступление собственных доходов по сравнению с АППГ составило +17,87%, а по итогам 2023 года достигло +20,03%. По итогам 2024 года запланирован общий рост по собственным доходам в размере 19,40%, однако с сохранением существующей динамики достижение этого показателя вызывает сомнение.

По ряду доходных источников темпы поступления средств значительно уступают плановым показателям:

- по налогу на прибыль организаций при запланированном по итогам года росте в 20,30% на 17.06.2023 года поступило лишь 11,550 миллиардов рублей: это всего 29,30% от плановых назначений и на 28,49% меньше, чем в АППГ. Для сравнения, в 2023 году на ту же дату по данному виду доходов наблюдался рост +57,69%;

- по штрафам, санкциям и возмещению ущерба плановые годовые значения на 2024 год увеличены сразу в 4,48 раз, однако на 17.06.2024 поступления составили только 523,644 миллионов рублей: это на 39,16% больше, чем в АППГ, но составляет всего 10,33% от плановых значений;

- по доходам от продажи материальных и нематериальных активов  плановые значения на 2024 год увеличены в 11,71 раз;  на 17.06.2024 поступления составили 117,773 миллионов рублей или 1066% к АППГ: с точки зрения соблюдения пропорций близко к идеалу, но это в абсолютных значениях всего лишь 16,78% от текущего годового плана.

- доходы от использования государственного имущества на 17.06.2024 поступили в объеме всего 8,34% от годового плана.

Плановые значения безвозмездных поступлений в 2024 году по сравнению с фактическими за 2023 год снижены до 20,301 миллиардов рублей (-25,96%, при этом факт исполнения за 2023 год показал +8,43% к АППГ). Тем не менее, текущее исполнение осуществляется с опережением прошлогоднего графика: на 17.06.2024 поступления составили 10,727 миллиардов рублей (+11,81% к АППГ) или 52,84% плановых годовых назначений (35,07% в АППГ).

С более подробной информацией о текущем исполнении доходной части ярославского областного бюджета можно ознакомиться в Приложении 1 к данной записке, а также в размещенном на официальном сайте Ярославской областной Думы пакете материалов «Оперативная информация об исполнении ярославского областного бюджета на 17.06.2024» (http://yarduma.ru/analytics/reference/otchet_mon/240617preisp).

1.2.         Расходы

По состоянию на 17.06.2024 года ярославский областной бюджет был исполнен по расходам в объеме 53,805 миллиардов рублей или 39,97% от плановых значений. Это на 8,077 миллиардов рублей или 17,67% больше, чем в АППГ (45,727 миллиардов; 36,29% от плана). Общее увеличение расходной части в 2024 года запланировано в размере 4,66% к фактическому исполнению за 2023 год, поэтому можно признать, что текущее исполнение расходной части областного бюджета осуществляется опережающими темпами.

По ряду государственных программ Ярославской области на 2024 год в целом произошло значительное увеличение плановых объемов расходов, при этом на отчетную дату темпы выделения бюджетных средств выглядят еще более впечатляющими:

- «Обеспечение общественного порядка и противодействие преступности на территории Ярославской области» (увеличение плановых объемов в 3,73 раза, фактическое финансирование к АППГ выросло в 18,65 раз);

- «Развитие транспортного комплекса в Ярославской области» (рост на 37,54% и в 5,72 раз соответственно);

- «Развитие туризма и отдыха в Ярославской области» (+73,26% и + 1191,51%);

- «Развитие институтов гражданского общества в Ярославской области» (+227,25% и +1070,69%);

- «Научно-техническое развитие Ярославской области» (+213,32% и + 924,01%).

С другой стороны, сократились как плановые, так и фактические на отчетную дату расходы по государственным программам «Социальная поддержка населения Ярославской области», «Защита населения и территории Ярославской области от чрезвычайных ситуаций, обеспечение пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах», «Охрана окружающей среды в Ярославской области», «Развитие физической культуры и спорта в Ярославской области» и «Обеспечение качественными коммунальными услугами населения Ярославской области».

В части ряда госпрограмм плановое финансирование на 2024 год сократилось, но фактические расходы на 17.06.2024 по сравнению с АППГ выросли:

- «Развитие здравоохранения в Ярославской области» (-1,78% и +15,41% соответственно);

- «Обеспечение доступным и комфортным жильем населения Ярославской области» (-22,60% и +55,18%);

- «Формирование современной городской среды муниципальных образований на территории Ярославской области» (-33,17% и +382,16%);

- «Развитие культуры в Ярославской области» (-2,35% и +17,60%).

В свою очередь, есть  и обратные примеры, когда при росте планового финансирования снизились фактические расходы:

- «Экономическое развитие и инновационная экономика в Ярославской области» (+53,26% и -4,32% соответственно);

- «Информационное общество в Ярославской области» (+30,07% и -4,74%);

«Развитие дорожного хозяйства в Ярославской области» (+0,95% и -5,61%).

Непрограммные расходы на 17.06.2024 составили 2,484 миллиардов рублей (+40,34% к АППГ).

С более подробной информацией о текущем исполнении расходной части ярославского областного бюджета можно ознакомиться в Приложении 2 к данной записке.

1.3.         Дефицит/профицит

Таким образом, на 17.06.2024 ярославский областной бюджет исполнен с дефицитом 1,319 миллиардов рублей при плановом профиците 251,07 миллионов. На аналогичную дату прошлого года бюджет был исполнен с профицитом 3,024 миллиардов рублей при плановом дефиците 6,586 миллиардов.

1.4.         Межбюджетные трансферты

По состоянию на 17.06.2024 межбюджетные трансферты в форме дотаций, субсидий, субвенций и иных межбюджетных трансфертов были предоставлены из ярославского областного бюджета муниципальным образованиям в объеме 18,413 миллиардов рублей (39,65% плановых значений). В АППГ эти показатели равнялись 18,713 миллиардов и 40,77% соответственно.

 С более подробной информацией о поступлении межбюджетных трансфертов с разбивкой по муниципальным образованиям можно ознакомиться в Приложении 3 к данной записке.


Приложения на 5 стр.



Начальник управления                                                                               А.С. Буров

Документы


Дополнительные материалы


Приложения

419,95 Кб

Также в разделе

Июнь 2024
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
27 28 29 30 31 1 2
3 4 5 6 7 8 9
10 11 12 13 14 15 16
17 18 19 20 21 22 23
24 25 26 27 28 29 30

Дата трансляции: 02.07.2024 10:00:00

Очередное заседание Ярославской областной Думы 02.07.2024

Для просмотра трансляции используйте ссылку - Online трансляция для Windows Media Player
или смотрите трансляцию в YouTube