Об июньской корректировке ярославского областного бюджета на 2024 год. Часть 2. Законопроект. (Аналит. записка № 14-4.9 от 27.06.2024)

В комитет
Ярославской областной Думы
по бюджету, финансам
и налоговой политике



АНАЛИТИЧЕСКАЯ ЗАПИСКА

Об июньской корректировке
ярославского областного бюджета на 2024 год

Часть 2. Законопроект «О внесении изменений в Закон Ярославской области "Об областном бюджете на 2024 год и на плановый период 2025 и 2026 годов"» (внесен губернатором Ярославской области 25.06.2024)

25 июня в Ярославскую областную Думу был внесен законопроект, содержащий очередную (третью) в текущем году корректировку областного бюджета. В настоящий момент действует Закон Ярославской области от 20.12.2023 №78-з «Об областном бюджете на 2024 год и на плановый период 2025 и 2026 годов» в редакции Закона от 27.03.2024 №8-з.

В первой части аналитической записки (№ 14-04/08 от 19.06.2024) были подробно рассмотрены вопросы текущего исполнения ярославского областного бюджета по состоянию на 17.06.2024. Краткая информация о текущем исполнении на более актуальную дату (24.06.2024) представлена в Приложении 1 к данной записке, более подробный пакет материалов размещен на официальном сайте Ярославской областной Думы в подразделе «Оперативная информация об исполнении бюджета» (http://yarduma.ru/analytics/reference/otchet_mon/240624preisp).

При подготовке второй части аналитической записки были использованы как собственно законопроект и пояснительная записка к нему, так и данные Единого портала бюджетной системы Российской Федерации и портала ИАС Мониторинг «Открытый бюджет Ярославской области». Отдельно рассмотрены показатели по доходной и расходной частям, а также дефициту/профициту бюджета, проведено сравнение с фактическим исполнением ярославского областного бюджета за 2023 год и аналогичным периодом предшествующего года (далее по тексту – АППГ).

2.1. Доходная часть

В законопроекте предлагается увеличить доходную часть бюджета 2024 года на 2,916 миллиардов рублей – до 137,785 миллиардов:

- на 500 миллионов рублей по доходам от оказания платных услуг и компенсации затрат государства; годовой прогноз от поступлений по данному доходному источнику увеличивается на 18,86% или в 2,04 раза по сравнению с 2023 годом; по состоянию на 24.06.2024 поступления составили 50,07% от плана в редакции областного закона от 27.03.2024 №8-з;

- на 1,7 миллиардов рублей по доходам от продажи материальных и нематериальных активов; годовой прогноз увеличивается в 3,42 раза или в 40,08 раз по сравнению с 2023 годом, при этом по состоянию на 24.06.2024 поступления составили всего 19,48% от плана в действующей редакции;

- безвозмездные поступления увеличиваются на 716,214 (+3,53%), при этом поступления от государственных (муниципальных) организаций увеличиваются на 524,119 миллионов рублей (+83,57%), от негосударственных организаций – на 19,112 миллионов или в 7 раз.

Таким образом, по сравнению с фактическим исполнением за 2023 год предполагается рост доходов за 2024 год на 14,409 миллиардов рублей или на 11,68%, в том числе по собственным (налоговым и неналоговым) доходам на 20,812 миллиардов или на 21,69%. По состоянию на 24.06.2024 рост доходов к АППГ составил 6,99% в целом и 6,52% по собственным доходам. Для сравнения, 24.06.2023 аналогичные значения равнялись +21,22%  и +18,18% соответственно.

При сохранении существующей динамики достижение плановых показателей по доходам по итогам 2024 года вызывает серьезные сомнения.

С более подробной информацией о предлагаемых изменениях в доходную часть ярославского областного бюджета можно ознакомиться в Приложении 2 к данной записке.

2.2. Расходная часть (государственные программы)

Законопроект содержит предложения по увеличению расходной части на 2,916 миллиардов рублей (+2,17% к действующей редакции) – до 137,534 миллиардов. В итоге рост к фактическому исполнению за 2023 год составит 8,912 миллиардов рублей или 6,93%.

Расходы увеличиваются по 23 государственным программам Ярославской области и уменьшаются по 8 госпрограммам, а также по непрограммным расходам (-346,490 миллионов рублей или -5,54%).

В абсолютном выражении максимальный рост фиксируется по следующим госпрограммам:

- «Развитие образования в Ярославской области» (+1,167 миллиардов рублей);

- «Развитие здравоохранения в Ярославской области» (+934,371 миллионов);

«Создание условий для эффективного управления региональными и муниципальными финансами в Ярославской области» (+691,334 миллионов).

В относительном (процентном) отношении самая существенная прибавка предлагается по госпрограммам:

«Обеспечение доступным и комфортным жильем населения Ярославской области» (+26,36%);

«Развитие системы государственных и муниципальных закупок, имущественных торгов Ярославской области» (+26,01%);

«Развитие институтов гражданского общества в Ярославской области» (+23,83%).

В свою очередь, сильнее всего сокращается финансирование госпрограмм «Развитие транспортного комплекса в Ярославской области» (-421,404 миллионов рублей), «Управление земельно-имущественным комплексом Ярославской области» (-209,355 миллионов) и «Развитие дорожного хозяйства в Ярославской области» (-126,927 миллионов); в процентном отношении «Местное самоуправление в Ярославской области» (-15,49%), «Развитие молодежной политики и патриотическое воспитание в Ярославской области» (-8,39%) и опять же «Управление земельно-имущественным комплексом Ярославской области» (-27,79%).

Также отметим, что даже с учетом июньской корректировки шесть государственных программ планируется финансировать в меньших объемах, чем по итогам 2023 года, особенно «Развитие физической культуры и спорта в Ярославской области» (-44,76%), «Формирование современной городской среды муниципальных образований на территории Ярославской области» (-30,90%) и «Охрана окружающей среды в Ярославской области» (-20,63%).

С другой стороны, по сравнению с прошлым годом расходы на госпрограммы «Доступная среда в Ярославской области», «Обеспечение общественного порядка и противодействие преступности на территории Ярославской области» и «Комплексное развитие сельских территорий в Ярославской области» планируется увеличить в 5,04, 4,49 и 4,37 раз соответственно.

Детальный перечень конкретных мероприятий, работ и объектов, на которые предполагается увеличить финансирование, содержится в пояснительной записке к законопроекту.

С более подробной информацией об изменениях, касающихся государственных программ Ярославской области,  можно ознакомиться в Приложении 3 к данной записке.

2.3. Расходная часть (разделы и подразделы бюджетной классификации)

По состоянию на 24.06.2024 утвержденные бюджетные ассигнования (бюджетная роспись) составили 135 321 274 136 рублей, что на 703 814 826 рублей превышает значения, утвержденные областным законом от 27.03.2024 №8-з и на 2 212 498 932 рублей меньше, чем во внесенном законопроекте.

По большинству подразделов классификации бюджетных расходов предусматривается увеличение объемов финансирования. Отметим существенный рост по подразделам «Обеспечение деятельности финансовых, налоговых и таможенных органов и органов финансового (финансово-бюджетного) надзора» (+36,014 миллионов рублей или +18,35%), «Высшее образование» (+30 миллионов; +13,41%), «Обеспечение проведения выборов и референдумов» (+16,421 миллионов;        +13,09%), «Профессиональная подготовка, переподготовка и повышение квалификации» (+7,791 миллионов; +11,33%),«Физическая культура» (+2,842 миллионов; +9,39%), «Амбулаторная помощь» (+433,728 миллионов; +8,85%), «Гражданская оборона» (863,351 тысяч рублей; +7,31%).

С другой стороны, в ряде случаев предлагается значительное сокращение расходов: в целом по разделу «Средства массовой информации» (-59,804 миллионов рублей или -18,49%), по подразделам «Жилищное хозяйство» (-147,526 миллионов; -7,98%), «Благоустройство» (-246,045 миллионов;       -10,37%), «Молодежная политика» (-23,506 миллионов; -8,20%), «Социальное обеспечение населения» (-429,854 миллионов; -3,30%).

Заметна разница между бюджетной росписью и содержащимися в законопроекте плановыми расходами по подразделу «Мобилизационная и вневойсковая подготовка».

Снижение расходов на обслуживание государственного долга (-116,695 миллионов рублей или -7,52%) следует признать позитивным фактором.

С более подробной информацией о предлагаемых изменениях расходной части ярославского областного бюджета можно ознакомиться в Приложении 4 к данной записке.

2.4. Дефицит/профицит бюджета

Профицит областного бюджета на 2024 год остается на прежнем уровне – 251,069 миллионов рублей. На момент внесения законопроекта (25.06.2024) ярославский областной бюджет исполнялся с дефицитом 2,444 миллиардов рублей (53,663 и 56,107 миллиардов рублей доходов и расходов соответственно).


Приложения на 9 стр.



Начальник управления                                       А.С. Буров



Документы


Дополнительные материалы


Приложения

936,08 Кб

Также в разделе

Июль 2024
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30 31 1 2 3 4