О декабрьской корректировке ярославского областного бюджета на 2024 год. (Аналит. записка № 14-4.15 от 26.11.2024)

«26» ноября 2024 г.                                                                                                                                № 14-04/15

в комитет
Ярославской областной Думы
по бюджету, финансам
и налоговой политике


АНАЛИТИЧЕСКАЯ ЗАПИСКА

О декабрьской корректировке ярославского областного бюджета на 2024 год

25 ноября 2024 года в Ярославскую областную Думу был внесен законопроект, содержащий очередную (пятую) в текущем году корректировку областного бюджета. В настоящий момент действует Закон Ярославской области от 20.12.2023 №78-з «Об областном бюджете на 2024 год и на плановый период 2025 и 2026 годов» в редакции от 27.09.2024 №53-з. Рассмотрение законопроекта запланировано на 6 декабря.

При подготовке аналитической записки были использованы как собственно законопроект и пояснительная записка к нему, так и данные Единого портала бюджетной системы Российской Федерации (далее по тексту ЕПБС) и портала ИАС Мониторинг «Открытый бюджет Ярославской области» (далее по тексту ИАС).

Отдельно рассмотрены показатели по доходной и расходной частям, текущее исполнение ярославского областного бюджета, а также дефицит/профицит бюджета. Проведено сравнение с прогнозом (оценкой) ожидаемого исполнения по итогам 2024 года (представлен 01.11.2024 в комплекте материалов к проекту закона Ярославской области «Об областном бюджете на 2025 год и на плановый период 2026 и 2027 годов»).

1. Доходная часть

В законопроекте предлагается уменьшить доходную часть бюджета 2024 года на 893,784 миллионов рублей – до 133,321 миллиардов.

По сравнению с действующей редакцией предусмотрено сокращение поступлений:

- по налогу на прибыль организаций на 1,024 миллиардов рублей;

- по налогам на имущество на 449,518 миллионов;

- по доходам от использования имущества, находящегося в государственной собственности на 247,850 миллионов;

- по доходам от продажи материальных и нематериальных активов на 439,600 миллионов;

- по поступлениям от штрафов, санкций и возмещения ущерба на 394,809 миллионов рублей.

Предполагается увеличение поступлений от НДФЛ (+1,100 миллиардов рублей), акцизов (+126,392 миллионов), налогов на совокупный доход (+226,443 миллионов); на 180,586 миллионов рублей увеличиваются безвозмездные поступления.

В свою очередь, при сравнении с прогнозом областного Министерства финансов, плановый объем доходов в законопроекте превышает прогнозный на 8,149 миллиардов рублей или на 6,51%.

Текущее исполнение бюджета показывает, что прогнозные значения более точные: по состоянию на 22.11.2024 в ярославский областной бюджет поступило 105,667 миллиардов рублей, в том числе 88,156 миллиардов собственных (налоговых и неналоговых) доходов. Сохранение существующей динамики (+7,96% к АППГ) при условии стопроцентных безвозмездных поступлений по итогам 2024 года чисто арифметически дает общую сумму 125,042 миллиардов рублей, что близко к прогнозному значению (125,171 миллиардов).

Поскольку есть достаточно веские основания считать, что данная корректировка областного бюджета 2024 года будет иметь окончательный характер, то можно со значительной долей вероятности предполагать, что по целому ряду доходных источников плановые значения не будут достигнуты. В первую очередь, по налогу на прибыль организаций, доходам от использования и продажи государственного имущества и штрафам.

С более подробной информацией об изменениях доходной части областного бюджета  можно ознакомиться в Приложении 1 к данной записке.

2. Расходная часть (государственные программы)

Законопроект содержит предложения по сокращению расходной части областного бюджета на те же 893,784 миллионов рублей, что и доходной – до 140,053 миллиардов.

Сильнее всего по сравнению с действующей редакцией предложено сократить финансирование следующих госпрограмм:

- «Научно-технологическое развитие Ярославской области» на 39,64%

- «Развитие системы государственного управления на территории Ярославской области» на 28,80%;

- «Развитие промышленности в Ярославской области и повышение ее конкурентоспособности» на 24,08%;

- «Охрана окружающей среды в Ярославской области» на 21,73%.

Предложено увеличить финансирование госпрограмм «Развитие туризма и отдыха в Ярославской области» (+32,02%), «Экономическое развитие и инновационная экономика в Ярославской области» (+14,68%), «Развитие культуры в Ярославской области» (+9,80%) и «Развитие здравоохранения в Ярославской области» (+4,28%). В абсолютных значениях максимальный прирост фиксируется по госпрограмме «Развитие образования в Ярославской области» (+1,012 миллиардов рублей; +3,36%).

При сравнении с прогнозом Минфина на 2024 год складывается совершенно иная картина. Общая сумма расходов превышает прогнозные показатели на 8,796 миллиардов рублей. По большинству государственных программ Ярославской области плановые цифры по расходам значительно выше прогнозных.

Тем не менее, сразу по трем госпрограммам предлагаемые изменения значительно ниже даже прогнозных значений:

- «Развитие промышленности в Ярославской области и повышение ее конкурентоспособности» (-50,500 миллионов рублей или -24,08%);

- «Развитие системы государственного управления на территории Ярославской области» (-20 741 миллионов или -25,83%);

- «Научно-технологическое развитие Ярославской области» (-89,107 миллионов или -35,79%).

С более подробной информацией об изменениях в расходной части областного бюджета  в части государственных программ можно ознакомиться в Приложении 2 к данной записке.

Также можно отметить, что при рассмотрении динамики плановых расходных показателей на 2024 год от исходной версии через все корректировки областного бюджета оказывается, что в законопроекте предлагается установить самые высокие значения за весь период по 7 госпрограммам (из 31):

- «Развитие здравоохранения в Ярославской области»;

- «Развитие образования в Ярославской области»;

- «Социальная поддержка населения Ярославской области»;

- «Защита населения и территории Ярославской области от чрезвычайных ситуаций, обеспечение пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах»;

- «Экономическое развитие и инновационная экономика в Ярославской области»;

- «Развитие системы государственных и муниципальных закупок, имущественных торгов Ярославской области»;

- «Развитие культуры в Ярославской области».

В свою очередь, предлагается сделать минимальными за весь период расходы по 9 госпрограммам:

- «Доступная среда в Ярославской области»;

- «Содействие занятости населения Ярославской области»;

- «Охрана окружающей среды в Ярославской области»;

- «Развитие физической культуры и спорта в Ярославской области»;

- «Обеспечение качественными коммунальными услугами населения Ярославской области»;

- «Развитие молодежной политики и патриотическое воспитание в Ярославской области»;

- «Управление земельно-имущественным комплексом Ярославской области»;

- «Местное самоуправление в Ярославской области»;

- «Научно-технологическое развитие Ярославской области».

В части 12 госпрограмм плановые значения по расходам снижаются в сравнении с исходной редакцией областного бюджета (закон от 20.12.2023 №78-з).

В целом, учитывая значительное превышение плановых значений в законопроекте над прогнозными, а также текущее исполнение, можно предположить, что по итогам 2024 года далеким от 100% может стать исполнение целого ряда госпрограмм, в первую очередь следующих:

- «Формирование современной городской среды муниципальных образований на территории Ярославской области» (50,36% исполнения на 21.11.2024);

- «Обеспечение качественными коммунальными услугами населения Ярославской области» (47,23% исполнения на 21.11.2024);

- «Экономическое развитие и инновационная экономика в Ярославской области» (48,29% исполнения на 21.11.2024);

- «Развитие туризма и отдыха в Ярославской области» (16,67% исполнения на 21.11.2024);

- «Развитие системы государственного управления на территории Ярославской области» (44,31% исполнения на 21.11.2024);

- «Комплексное развитие сельских территорий в Ярославской области» (45,80% исполнения на 21.11.2024).

С более подробной информацией об изменении плановых объемов финансирования государственных программ можно ознакомиться в Приложении 3 к данной записке.

3. Расходная часть (разделы и подразделы бюджетной классификации)

При рассмотрении предлагаемых изменений по разделам и подразделам классификации расходов бюджета, можно отметить, что по сравнению с действующей редакцией в законопроекте серьезно увеличивается финансирование ряда разделов социальной сферы:

- «Образование» (+1,008 миллиардов рублей; +3,38%);

- «Культура, кинематография» (+312,842 миллионов, +9,07%);

- «Здравоохранение» (+813,848 миллионов; +6,63%).

При этом несколько уменьшается финансирование по разделам «Социальная политика» (-98 231 миллионов рублей;  -0,40%) и «Физическая культура и спорт» (-19,654 миллионов; -1,29%).

Очень значительно сокращается объем финансирования раздела «Общегосударственные вопросы» (-2,166 миллиардов рублей; -18,67%), существенно – по разделу «Жилищно-коммунальное хозяйство» (-451,070 миллионов; -4,77%).

Расходы на обслуживание государственного долга сокращаются на 320 миллионов рублей или 22,28%.

С более подробной информацией о предлагаемых изменениях в рамках бюджетной классификации можно ознакомиться в Приложении 4 к данной записке.

4. Дефицит/профицит бюджета

Согласно законопроекту, дефицит ярославского областного бюджета на 2024 год не изменится и составит 6,732 миллиардов рублей.

По состоянию на 22.11.2024 текущий дефицит составлял 2,531 миллиардов рублей при 105,667 миллиардов доходов и 108,198 миллиардов расходов.


Приложения на 9 стр.



Начальник управления                                      А.С. Буров



Документы


Дополнительные материалы


Также в разделе

Декабрь 2024
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
25 26 27 28 29 30 1
2 3 4 5 6 7 8
9 10 11 12 13 14 15
16 17 18 19 20 21 22
23 24 25 26 27 28 29
30 31 1 2 3 4 5