15.12.2025 - Экспресс-информация по итогам заседания Думы
15 декабря 2025 года состоялось очередное заседание Ярославской областной Думы восьмого созыва. На заседании присутствовал 41 депутат областной Думы.
Принятые законы
1. «Об областном бюджете на 2026 год и на плановый период 2027 и 2028 годов»
Утверждён областной бюджет.
На 2026 год:
1) прогнозируемый общий объем доходов - 155,67 млрд, руб.;
2) общий объем расходов - 156,09 млрд. руб.;
3) дефицит - 0,42 млрд. руб.
На плановый период 2027 год - 2028 годов:
1) прогнозируемый общий объем доходов областного бюджета на 2027 год - 157,31 млрд. руб., на 2028 год - 169,34 млрд. руб.;
2) общий объем расходов на 2027 год - 157,77 млрд. руб., на 2028 год - 169,34 млрд. руб.;
3) дефицит на 2027 год - 0,45 млрд. руб.
2. «О введении в действие на территории Ярославской области специального налогового режима «Автоматизированная упрощённая система налогообложения»
Закон предусматривает введение в действие на территории Ярославской области с 1 февраля 2026 года специального налогового режима «Автоматизированная упрощённая система налогообложения» в соответствии с Федеральным законом от 25 февраля 2022 года № 17-ФЗ «О проведении эксперимента по установлению специального налогового режима «Автоматизированная упрощённая система налогообложения».
3. «О бюджете Территориального фонда обязательного медицинского страхования Ярославской области на 2026 год и на плановый период 2027 и 2028 годов»
Бюджет Территориального фонда ОМС содержит следующие основные характеристики:
1) на 2026 год:
- общий объём доходов составляет 30 112 179 000 руб., в том числе за счёт межбюджетных трансфертов, получаемых из Федерального фонда ОМС, - 28 974 825 100 руб. и бюджетов других территориальных фондов ОМС – 1 087 849 700 руб.;
- общий объём расходов равен сумме доходов - 30 112 179 000 руб., в том числе межбюджетные трансферты, передаваемые бюджетам других территориальных фондов ОМС - 940 155 700 руб.;
2) на плановый период 2027-2028 годов доходы и расходы также сбалансированы:
- общие объёмы доходов – 32 492 974 300 руб. и 34 874 517 100 руб. соответственно,
- общие объёмы расходов – 32 492 974 300 руб. и 34 874 517 100 руб. соответственно.
В 2026 году на выполнение территориальной программы ОМС планируется направить 28 769 644 400 руб., нормированный страховой запас Фонда утверждён в сумме 2 576 607 600 руб., норматив расходов на ведение дела по ОМС установлен в размере 0,8% от суммы средств, поступивших в страховую медицинскую организацию по дифференцированным подушевым нормативам.
4. «О внесении изменений в Закон Ярославской области «О бюджете Территориального фонда обязательного медицинского страхования Ярославской области на 2025 год и на плановый период 2026 и 2027 годов»
Законом скорректированы основные характеристики бюджета Территориального фонда ОМС на 2025 и 2026 годы.
Общий объём доходов бюджета на 2025 год увеличивается на 42 064 620,25 руб., в том числе за счёт межбюджетных трансфертов, получаемых из бюджета Федерального фонда ОМС на 29 438 800 руб. Расходы бюджета текущего года увеличиваются на 42 064 620,25 руб. Дефицит не меняется. На 40 732 043,25 руб. увеличивается нормированный страховой запас.
Общий объем доходов бюджета ТФОМС на 2026 год сокращается на 127 200 руб. за счёт уменьшения на эту сумму субвенции, предоставляемой из бюджета ФОМС. На аналогичную сумму снижается общий объём расходов.
5. «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Ярославской области в части предоставления мер социальной поддержки отдельным категориям граждан»
Законом с 1 января 2026 года предусматривается индексация на 5,1 процента размера денежных выплат, установленных Законами Ярославской области «Социальный кодекс Ярославской области», «О временных мерах социальной поддержки граждан, имеющих детей» и «Об организации и осуществлении деятельности по опеке и попечительству».
Согласно изменениям, принятым в Социальный кодекс:
- в составе многодетной семьи будут учитываться дети в возрасте от 18 до 23 лет, имеющие инвалидность, вне зависимости от их обучения в организациях, осуществляющих образовательную деятельность;
- статус «многодетная семья» будет устанавливаться при условии постоянного или преимущественного проживания на территории Ярославской области хотя бы одного из членов семьи;
- в качестве дополнительного условия предоставления единовременной выплаты при рождении ребёнка или устройстве его в семью, а также регионального семейного капитала устанавливается регистрация рождения ребёнка на территории Ярославской области;
- учащимся социальная услуга по освобождению от оплаты 50 процентов стоимости проезда в пригородном сообщении в учебный период (с 1 сентября по 30 июня) будет предоставляться на всей территории Ярославской области независимо от места их проживания.
Изменениями, принятыми в Закон Ярославской области «О временных мерах социальной поддержки граждан, имеющих детей»:
- установлено дополнительное условие предоставления единовременной выплаты при рождении одновременно двух и более детей – осуществление государственной регистрации рождения ребёнка на территории Ярославской области;
- исключена мера социальной поддержки в сфере организации отдыха детей и их оздоровления в виде частичной оплаты стоимости путёвки в организации отдыха детей и их оздоровления в связи с её невостребованностью при сохранении компенсации части расходов на приобретение путёвки;
- предусмотрено назначение единовременной выплаты на обеспечение одеждой для посещения учебных занятий, а также спортивной формой на каждого обучающегося в общеобразовательной организации ребёнка из многодетной семьи вне зависимости от среднедушевого дохода семьи;
- установлена новая мера социальной поддержки в виде единовременной выплаты при рождении третьего или последующих детей в молодой семье в размере 300 000 рублей на период с 01.01.2026 по 30.06.2029 гг.;
- продлён по 31 декабря 2028 года период предоставления следующих мер поддержки: единовременной выплаты при рождении одновременно двух и более детей; единовременной выплаты при устройстве в семью ребёнка-инвалида; единовременной выплаты при усыновлении ребёнка; единовременной выплаты усыновителям; компенсации части расходов в организации отдыха детей и их оздоровления; социальной услуги по профессиональному обучению без взимания платы; единовременной выплаты детям военнослужащих и сотрудников некоторых федеральных государственных органов, обучающимся по образовательным программам высшего образования; единовременной выплаты на обеспечение одеждой для посещения учебных занятий, а также спортивной формой; меры поддержки по обеспечению семей с новорожденными детьми подарочными комплектами детских принадлежностей.
Кроме того, в соответствии с изменениями, принятыми в Закон Ярославской области «О компенсации расходов по договору найма (поднайма) жилых помещений детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», по 31 декабря 2028 года продлён период предоставления соответствующим категориям граждан компенсации расходов по договору найма жилых помещений.
6. «О внесении изменений в статьи 11 и 13 Закона Ярославской области «О мировых судьях в Ярославской области»
Закон принят в соответствии с требованиями федерального законодательства в целях регулирования вопросов деятельности мировых судей, а также формирования единого подхода в обеспечении мировых судей в Ярославской области мантиями и служебным обмундированием.
Структура и штатное расписание аппарата мирового судьи устанавливаются во взаимодействии с региональным советом судей; работникам аппарата мирового судьи, являющимся государственными гражданскими служащими, присваиваются классные чины государственной гражданской службы субъекта Российской Федерации; работники аппарата мирового судьи также могут замещать должности, не являющиеся должностями государственной гражданской службы субъекта Российской Федерации.
Определяются вопросы обеспечения мировых судей мантиями и служебным обмундированием соответственно нормам, порядку, случаям и техническому описанию, установленным для судей федеральных судов.
Определяются норма площади на одного человека и требования к материально-техническому оснащению и санитарно-гигиеническому состоянию помещений для временного пребывания конвоируемых подозреваемых и обвиняемых в зданиях судебных участков мировых судей соответственно аналогичным нормам и требованиям, установленным для судов общей юрисдикции Судебным департаментом при Верховном Суде Российской Федерации.
7. «О внесении изменений в статьи 27 и 55 Устава Ярославской области»
В связи с реализацией на территории Ярославской области реформы системы местного самоуправления путём объединения всех поселений в составе муниципальных районов Ярославской области и наделением их статусом муниципальных округов соответствующие изменения вносятся в Устав Ярославской области. Кроме того, в соответствии с требованиями федерального законодательства устанавливается, что законом области определяется вид муниципального образования, а не его статус.
8. О внесении изменений в отдельные законодательные акты Ярославской области и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Ярославской области»
В связи с реализацией на территории Ярославской области муниципальной реформы в ряд законодательных актов вносятся изменения, предусматривающие, что видами муниципальных образований Ярославской области являются муниципальные и городские округа. Исключаются указания на муниципальные районы, городские и сельские поселения Ярославской области.
Устанавливается, что глава муниципального образования Ярославской области в соответствии с федеральным законодательством одновременно замещает государственную должность Ярославской области и муниципальную должность.
Корректируются положения в части оплаты труда отдельных должностных лиц.
Уточняются наименования и статус лиц, замещающих муниципальные должности, условия для беспрепятственного осуществления должностными лицами своих полномочий, гарантии непрерывности осуществления полномочий глав муниципальных образований. Корректируются гарантии, предусмотренные для должностных лиц, работающих на постоянной основе.
Уточняются порядок формирования, полномочия, срок полномочий, подотчётность, подконтрольность органов местного самоуправления.
Предусматривается изменение порядка избрания главы городского округа город Ярославль и порядок предварительного рассмотрения Губернатором Ярославской области и представления представительному органу городского округа город Ярославль кандидатов на указанную должность.
Устанавливаются критерии, в соответствии которыми в структуре местной администрации могут быть сформированы территориальные органы местной администрации.
Корректируются положения об участии в опросе граждан (вправе участвовать жители муниципального образования или его части, в которых предлагается реализовать инициативный проект, достигшие восемнадцатилетнего возраста), инициативе проведения опроса граждан, сроке принятия решения о проведении опроса граждан.
Собрания граждан могут проводиться в сельском населённом пункте по вопросу выдвижения кандидатуры старосты сельского населённого пункта, а также по вопросу досрочного прекращения полномочий старосты сельского населённого пункта.
Устанавливается порядок предоставления территориальным общественным самоуправлениям, в том числе осуществляющим свою деятельность без регистрации в качестве юридического лица, поддержки за счёт бюджетных ассигнований бюджета субъекта Российской Федерации и местных бюджетов.
Предусматривается предоставление согласия на обработку персональных данных в виде отдельного документа.
Рассмотренные вопросы
1. Принято постановление о назначении Жуковой С.А. на должность мирового судьи в Ярославский судебный район на судебный участок № 2 на трехлетний срок полномочий.
2. Внесены изменения в Регламент Ярославской областной Думы. Постановление принято в целях совершенствования порядка осуществления Ярославской областной Думой права законодательной инициативы в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации и в связи с реализацией на территории области реформы системы местного самоуправления. Регламент дополнен требованиями к порядку внесения в областную Думу предложения о законодательной инициативе в Государственной Думе. Уточнены положения, регламентирующие порядок возвращения указанного предложения внёсшему его субъекту права законодательной инициативы. Введены нормы о проведении правовой экспертизы предложения о законодательной инициативе в Государственной Думе. С учётом положений законов Ярославской области о преобразовании путём объединения всех поселений в составе муниципальных районов Ярославской области и наделении их статусом муниципальных округов исключены указания на муниципальные районы.
3. Изменениями, внесёнными в Положение об аппарате депутатского объединения (фракции) Ярославской областной Думы, предусмотрено увеличение с 1 января 2026 года фонда оплаты труда работников аппарата фракций с 1,95 (32 351 руб.) до 2,4 (39 816 руб.) должностного оклада депутата Ярославской областной Думы в расчёте на одного работника в месяц.
4. Приняты постановления о награждении Почётными знаками Ярославской областной Думы:
- «За заслуги в развитие законодательства и парламентаризма» Смоленского Сергея Леонидовича - депутата муниципалитета г. Ярославля IV-VIII созывов, председателя постоянной комиссии муниципалитета по бюджету, финансам и налоговой политике, руководителя депутатской группы «Фракция «Единая Россия»;
- «За вклад в развитие Ярославской области» за высокие достижения в области науки, культуры, экологии, благотворительную и общественную деятельность, способствующую развитию Ярославской области, Жарова Олега Алексеевича - основателя Историко-культурного комплекса «Вятское» имени Е.А. Анкудиновой и Музейного комплекса «Вятское».
5. Депутаты постановили - наградить Почётной грамотой Ярославской областной Думы 83 жителя Ярославской области.
6. Утверждён план законопроектной работы Ярославской областной Думы на 2026 год.
7. Поддержаны 3 проекта федеральных законов:
- № 1068559-8 «О внесении изменения в статью 16 Федерального закона «О ветеранах» (о предоставлении ветеранам боевых действий отпуска без сохранения заработной платы сроком до 35 календарных дней в году);
- № 1069377-8 «О внесении изменений в статью 11 Федерального закона «О днях воинской славы и памятных датах России» (об установлении новой памятной даты – «19 апреля – День памяти жертв геноцида советского народа, совершенного нацистами и их пособниками в период Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов»);
- № 1070392-8 «О внесении изменений в Федеральный закон «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (об оптимизации дорожной деятельности в период введения военного положения).
8. Депутаты поддержали 4 обращения:
- Орловского областного Совета народных депутатов в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации по вопросу необходимости введения административной ответственности для водителей за управляемый занос транспортных средств вне дорог;
- Законодательного Собрания Республики Карелия к Первому заместителю Председателя Правительства Российской Федерации - Руководителю Аппарата Правительства Российской Федерации Григоренко Д.Ю. по вопросу совершенствования законодательство в сфере регулирования розничной продажи алкогольной продукции, в том числе при оказании услуг общественного питания;
- Законодательного Собрания Нижегородской области «К Председателю Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации В.В. Володину о необходимости дополнительного правового регулирования в сфере государственного контроля (надзора) в области розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции»;
- Орловского областного Совета народных депутатов в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации по вопросу внесения изменения в статью 34643 Налогового кодекса Российской Федерации (предлагается закрепить виды предпринимательской деятельности, в отношении которых применяется патентная система налогообложения, соответствующие деятельности в сфере услуг, оказываемых банковскими платёжными агентами (субагентами) физическим лицам при осуществлении ими розничной торговли через объекты стационарной торговой сети в сельских населённых пунктах).
Подготовлено аналитическим управлением аппарата Думы: (4852) 40-10-46
Также в разделе